Меню ссылок

TD331 Совет дня

Скорее всего, многие музыканты с недоумением воспримут данную статью Илая Кранцберга (Eli Krantzberg), но именно проблема незаслуженного внимания к применению партий медных инструментов в современных стилях в ней и затронута. Предлагаем вам сначала ознакомиться с переводом статьи, а уже потом принимать для себя какое-то решение по этому поводу. Итак…

Logic Pro X: Аранжировка партий «дудок» в поп-музыке

Программные инструменты, включенные в пакет приложения Logic Pro X, уделяют большое внимание ритм-секции и синтезаторным звукам. И это нормально. Но как насчет медных и деревянных духовых инструментов? К сожалению, у основной библиотеки приложения есть лишь несколько скудных сэмплов медных (brass), с которыми можно работать, но которые по калибру и рядом не стояли с другими звуковыми категориями. Партии «дудок» были и продолжают оставаться важным аспектом аранжировки во многих формах популярной музыки. И, к сожалению, это часто упускается из виду в нашем «аудио-секвенсорном» мире.

Глазурь на торте

Партии медных инструментов — это глазурь на торте, а не оформление витрины. Они могут внести волнение и грув в музыку. Независимо от того, работаете ли вы с группами медных, состоящих из одного, двух, трех, четырех, пяти, шести инструментов или же с полной группой, состоящей из четырнадцати инструментов, это не имеет значения. Они могут добавить в аранжировку сложную и красивую отделку. Но как мы пишем для них?

Аранжировка двух или трех медных инструментов

Конечно, вы можете изучить аранжировку для биг-бэнда и узнать о различных закрытых и открытых голосовых позициях, инверсиях, заменах, удвоении и так далее. Но это не должно быть таким сложным. В современных поп-стилях музыки часто использовалась небольшая секция медных, обычно с двумя или тремя «дудками». Вспомните о старых грампластинках Motown и записях в стиле soul, Джеймсе Брауне, Chicago, Blood Sweat & Tears, Tower of Power и так далее. Все они основаны на меньших группах медных и саксофонов.

Какие сэмплерные библиотеки «дудок» сторонних производителей использовать?

Вот несколько сторонних библиотек сэмплов медных (brass), которые мне нравятся для работы с партиями «дудок» в поп-стилях такого рода:

Vintage Horns от компании BigFishAudio

У Vintage Horns есть хорошее сырое и неровное качество без дополнительной шлифовки, которое добавляет реализм и шероховатость к этим духовым партиям в поп-стиле. Настройка и тайминг слегка рандомизированы между инструментами для хорошего уплотняющего эффекта при их накладывании друг на друга. Все основные артикуляции включены в патчи, и с ними очень просто работать.

http://www.bigfishaudio.com/Vintage-Horns

Session Horns Pro от компании Native Instruments

Библиотека Session Horns Pro более изощренна и делает намного больше. В дополнение ко всем отдельным соло-инструментам, она предлагает различные ансамблевые группы с различными опциями «умного» голосоведения «smart voicing», а также исполнительскими функциями для создания ваших собственных партий. Она также имеет более полнофункциональный набор артикуляций, основанных на переключении клавишами (key switch).

https://www.native-instruments.com/en/products/komplete/cinematic/session-horns-pro/

Обе эти библиотеки работают под плагином Kontakt.

Две «дудки» — третьи и шестые ступени

В самом базовом варианте, просто имея несколько «дудок», играющих партию в унисон или в октаву (в зависимости от их диапазона), может быть мощным грувовым способом для создания риффа или фанкового мотива. Но как насчет гармонизации двух «дудок»? Самый простой мелодичный способ — использовать третьи и шестые ступени аккордов, в зависимости от диапазона инструментов и требуемых нот.

Ниже приведены два простых примера использования двух «дудок», играющих две партии в разных стилях, причем оба они используют один и тот же тип гармонии. Не позволяйте себе обмануться нотной записью: некоторые инструменты (тенор-саксофон в первом примере) звучат с разницей в октаву с тем, что написано в нотах. Первый пример использует, вероятно, наиболее распространенную группировку, состоящую из двух «дудок», трубы и тенор-саксофона. Они играют довольно явную партию первого плана и используют «fall»-артикуляцию (глиссандо вниз) для драматического воздействия.

Второй пример использует альт-саксофон и флюгельгорн для более мягкой и сочной аккомпанирующей партии. Они чередуют короткие артикуляции типа маркато с более длинными раздуваниями, которые используются для создания небольших крещендо. Эффект — ненавязчивая партия, предназначенная для поддержки мелодии.

Две «дудки» — третьи и седьмые ступени

Но это не единственные варианты использования двух «дудок». Мы могли бы обозначить их основные гармонии, проигрывая третью и седьмую ступени аккордов, которые они поддерживают. Вот простой пример, снова использующий переключение клавишами на крещендо для добавления динамики в тянущиеся ноты.

Три «дудки»

Как насчет добавления третьей «дудки» в аранжировку?

Имеется множество возможностей для использования трех нотных голосов. Как насчет сохранения третьей и седьмой ступеней основных аккордов и добавления «окрашивающей ноты» в качестве третьего голоса?

Вот такой же пример, как и выше, с третьей «дудкой», играющей девятую ступень минорных септаккордов, шестую ступень мажорного аккорда и тринадцатую ступень доминантсептаккорда. Такой расклад может понравиться далеко не всем: некоторые из музыкантов могут найти это слишком «джазовым». Есть более консервативный выбор для третьего голоса, но я нахожу, что это добавляет в гармонию элемент изощренности. Также обратите внимание на то, что диапазон инструментов, используемых в игре, влияет на качество общей ансамблевой партии. Партии тромбона и тенор-саксофона находятся в верхнем (по отношению к нижнему) пределу их удобного диапазона.

Эксперимент

Как насчет добавления четвертой «дудки»? Или пятой «дудки»? И что произойдет, если некоторые ноты удвоятся? Как насчет интервалов между нотами? Близкое голосоведение имеет совсем другой тип воздействия, чем голосоведение с «дудками», расположенными дальше друг от друга. Это всего лишь некоторые идеи, чтобы вы могли размышлять и экспериментировать.

Видеокурс Arranging Pop Horns Explained (Разъяснение аранжировки «дудочных» партий)

Если вам интересно узнать больше, я собрал 90-минутную серию видеоуроков, посвященных различным перестановкам и подходам к аранжировке «дудочных» партий.

Проверьте их здесь:

https://www.groove3.com/music-theory-and-notation-training-video-tutorials/Arranging-Pop-Horns-Explained

Эти сэмплы работают очень хорошо, но я, конечно, надеюсь, что разработчики Logic Pro в конечном итоге будут уделять больше внимания сэмплам медных. Я думаю, что они, к сожалению, часто упускают из виду аспект аранжировки в поп-музыке.

Они добавляют ощущение классности и полировки, а также грув, который действительно создает блеск.

 

Илай Кранцберг (Eli Krantzberg)

Copyright © 2017 Apple Inc. All rights reserved.
Copyright © 2017 Алексей Алимкин (перевод).

Site www.logicprox.ru is an Independent Information site. The site is not affiliated with Apple Inc. and other companies. All trademarks, product names, and company names and logos appearing on this web site are the property of their respective owners. Site www.logicprox.ru makes no guarantees regarding any of the advice offered on this web site or by its staff or users.